Федеральным законом от 11.06.2022 № 179-ФЗ внесены изменения в статьи 14 о составе суда и 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации о непосредственности, устности и непрерывности судебного разбирательства.

Рассмотрение дела, начатое одним судьей или составом суда, должно быть рассмотрено этим же судьей или этим же составом суда.

Решение вопроса о принятии искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления об обеспечении иска и совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не являются заменой судьи.

Регламентируется порядок замены судьи или нескольких судей.

Определены следующие критерии, которые в нормативной форме позволяют произвести такую замену. Это удовлетворенный в предусмотренном законом порядке самоотвод или отвод судьи, либо длительное его отсутствие ввиду болезни, отпуска, учебы или служебной командировки, а также прекращение или приостановление полномочий судьи или переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.

Гарантией процессуальных прав участвующих в деле лиц в таком случае выступает правило, согласно которому при осуществлении такой замены разбирательство дела должно быть произведено судом с самого начала.

Обязательная устная форма разбирательства по делу закреплена в части 2 статьи 157 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. В соответствии с этим правилом материалы и доказательства исследуются в судебном заседании непосредственно и устно: стороны в процессе излагают свои позиции в устной форме, также устно дают показания свидетели и эксперты, если присутствуют в судебном заседании. Процесс, в котором принимаются во внимание только те процессуальные действия, которые совершаются в устной форме, и где происходит их устное обсуждение, называется процессом, основанным на принципе устности.

Так, способом личного и непосредственного восприятия заключения эксперта судом и лицами, участвующими в деле, в гражданском процессе является его оглашение в судебном заседании, что прямо предписано статьей 187 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и полностью согласуется с принципом устности судебного разбирательства. Этим процессуальным действием письменная форма заключения переводится в устную, более доступную форму восприятия доказательства. После оглашения заключения эксперту, с разрешения суда, могут быть заданы вопросы в целях разъяснения и дополнения его заключения. Это происходит в рамках допроса эксперта.

Начало действия документа с 22.06.2022.

С 1 сентября 2022 года будут действовать новые Правила изъятия из обращения и уничтожения фальсифицированных медицинских изделий, недоброкачественных медицинских изделий и контрафактных медицинских изделий, утвержденные постановлением Правительства РФ от 10.02.2022 № 145.

На основании решений владельца медицинских изделий, Росздравнадзора и его территориальных органов или решения суда фальсифицированные и недоброкачественные медицинские изделия подлежат изъятию из обращения и уничтожению. Контрафактные медицинские изделия подлежат изъятию из обращения и уничтожению по решению суда.

Изъятые медицинские изделия, помещенные под таможенную процедуру уничтожения, подлежат уничтожению в порядке, установленном актами, составляющими право ЕАЭС, и законодательством РФ о таможенном регулировании.

Постановление вступает в силу с 1 сентября 2022 и будет действовать до 1 сентября 2028 года.

Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг. Закон дополнен новыми статьями 7.1, 7.2 и 7.3, регулирующими вопросы предотвращения конфликта интересов.

С 01 июля 2022 года при осуществлении закупок руководители заказчика и члены закупочной комиссии должны принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов в соответствии с Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ.

Установлен перечень лиц, которые не могут быть членами комиссии по осуществлению закупок (статья 7.2 Закона).

Так, ими не могут быть физические лица, имеющие личную заинтересованность в результатах закупки (определения поставщика (исполнителя, подрядчика) при осуществлении конкурентной закупки), в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в закупке, либо состоящие в трудовых отношениях с организациями или физическими лицами, подавшими данные заявки, либо являющиеся управляющими организаций, подавших заявки на участие в закупке. Понятие «личная заинтересованность» используется в значении, указанном в Федеральном законе от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

Член комиссии по осуществлению закупок обязан незамедлительно сообщить заказчику, принявшему решение о создании комиссии по осуществлению закупок, о возникновении обстоятельств, при которых он не может быть членом комиссии. В случае выявления в составе комиссии по осуществлению закупок физических лиц, которые не могут быть членами комиссии, заказчик, принявший решение о создании комиссии по осуществлению закупок, обязан незамедлительно заменить их другими физическими лицами (статья 7.3 Закона).

Кроме того, Федеральным законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Изложен в новой редакции пункт 9 части 1 статьи 31 Закона, устанавливающей требования к участникам закупки об отсутствии обстоятельств, при которых должностное лицо заказчика, его супруг (супруга), близкий родственник по прямой восходящей или нисходящей линии, полнородный или неполнородный брат (сестра), лицо, усыновленное должностным лицом заказчика, либо усыновитель этого должностного лица заказчика является:

а) физическим лицом (в том числе зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя), являющимся участником закупки;

б) руководителем, единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, учредителем, членом коллегиального органа унитарной организации, являющейся участником закупки;

в) единоличным исполнительным органом, членом коллегиального исполнительного органа, членом коллегиального органа управления, выгодоприобретателем корпоративного юридического лица, являющегося участником закупки.

Под выгодоприобретателями для целей настоящей статьи является физическое лицо, которое владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) более чем десятью процентами голосующих акций хозяйственного общества либо владеет напрямую или косвенно (через юридическое лицо или через несколько юридических лиц) долей, превышающей десять процентов в уставном (складочном) капитале хозяйственного товарищества или общества.

В новой редакции нормы закона действуют с 1 июля 2022 года, за исключением положений, для которых установлен иной срок их вступления их в силу.

Положения о закупках, которые не соответствуют установленным Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ требованиям, должны быть приведены в соответствие с этими требованиями, утверждены и размещены в единой информационной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд до 1 октября 2022 года.

Федеральным законом от 11.06.2022 № 160-ФЗ внесены и иные изменения в названные Федеральные законы.

В соответствии с нормами Налогового кодекса РФ уплаченная государственная пошлина по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями подлежит возврату частично или полностью в определенных случаях.

К ним относятся: уплата государственной пошлины в большем размере, чем это предусмотрено; возвращение заявления, жалобы или иного обращения или отказа в их принятии судами (если государственная пошлина не возвращена, ее сумма засчитывается в счет уплаты государственной пошлины при повторном предъявлении иска, если не истек трехгодичный срок со дня вынесения предыдущего решения и к повторному иску приложен первоначальный документ об уплате государственной пошлины); прекращение производства по делу или оставление заявления без рассмотрения.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах, а также мировыми судьями, подается плательщиком государственной пошлины в налоговый орган по месту нахождения суда, в котором рассматривалось дело.

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг, региональных порталов государственных и муниципальных услуг и иных порталов, интегрированных с единой системой идентификации и аутентификации, в случае подачи заявления о совершении указанных юридически значимых действий и уплаты соответствующей государственной пошлины аналогичным способом.

К заявлению прилагаются подлинные платежные документы (в случае, если государственная пошлина уплачена в наличной форме) или копии платежных документов (в случае, если государственная пошлина уплачена в безналичной форме).

Заявление о возврате излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины осуществляется органом Федерального казначейства в течение одного месяца со дня подачи указанного заявления о возврате.

Пациент обратился в Роспотребнадзор с жалобой на клинику, которая отказалась выдать ему результаты проведённого исследования МРТ в электронном виде на электронный носитель потребителя.

Роспотребнадзор выдал клинике предписание об устранении выявленных нарушений прав потребителей на получение необходимой и достоверной информации о состоянии своего здоровья, в том числе сведений о результатах медицинского обследования на электронный носитель потребителя (застрахованного, пациента).

Суды согласились с Роспотребнадзором и отказали клинике в отмене предписания:

-каких-либо объективных препятствий для выдачи потребителю медицинских услуг результатов его медицинского исследования на электронном носителе не имеется. Данные действия не связаны ни с действиями (бездействием) иных лиц, в том числе, контрагентов клиники, ни с длительными временными затратами на оказание этой услуги, ни, тем более, с финансовыми затратами, так как результаты уже имеются в электронной базе медорганизации и перенести их на съёмный электронный носитель не представляется проблемным;

-приложением к договору между клиникой и СМО (страховой медорганизацией) на оказание медуслуг в пользу потребителя (третьего лица) является прейскурант, в котором указаны наименование и стоимость медицинских услуг, оказываемых застрахованным. Прейскурантом определены услуги МРТ, из которых следует, что потребителям в рамках ДМС (добровольного медицинского страхования) оказываются медицинские услуги с выдачей результата на плёнке;

-таким образом, выдача результатов исследования на плёнке (как указано в прейскуранте являющимся неотъемлемой частью договора оказания медуслуг) ущемляет права потребителя на получение медицинских документов (их копии), отражающих состояние здоровья пациента, и выписок из них, в том числе в форме электронных документов, так как законодатель не ограничивает выдачу медицинских документов только в форме аналогового изображения (на плёнке);

-кроме того, в соответствии с ч. 5 ст. 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" пациент либо его законный представитель имеет право по запросу, направленному, в том числе в электронной форме, получать отражающие состояние здоровья пациента медицинские документы (их копии) и выписки из них, в том числе в форме электронных документов (Определение Верховного Суда РФ от 25 мая 2022 г. № 303-ЭС22-6893).