ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ЗДАНИЙ ПОВЫШЕННОЙ ЭТАЖНОСТИ
К зданиям повышенной этажности относятся дома, высота которых 50 и более метров (это 10 и более этажей). Такие дома имеют свои особенности: оборудуются незадымляемыми лестничными клетками, устройствами дымоудаления, противопожарным водопроводом с пожарными кранами, автоматической пожарной сигнализацией и др.
Каждый жилец должен знать основы пожарной защиты здания и действия при возникновении пожара.
Главную опасность при пожаре представляет дым, который может быстро распространиться на верхние этажи. Для удаления дыма с лестничных клеток имеются специальные вентиляторы, которые включаются дистанционно с помощью кнопок, установленных в прихожих квартир, или автоматически от пожарных датчиков.
Распространению дыма по этажам и квартирам препятствуют уплотняющие резиновые прокладки в притворах дверей и доводчики (пружины на дверях коридоров и лестничных клеток).
В случаях, когда выход из квартиры невозможен вследствие высокой температуры или сильного задымления, пользуются металлическими пожарными лестницами, установленными на балконах, начиная с 6-го этажа.
Основной путь эвакуации людей из здания — незадымляемые лестничные клетки. Незадымляемость лестниц обеспечивается созданием избыточного давления воздуха. Такие лестничные клетки имеют непосредственный выход наружу.
Здания повышенной этажности оборудуют внутренним противопожарным водопроводом, имеющим пожарные краны.
В прихожих квартир устанавливают пожарные извещатели. Сигнал об их срабатывании передается на диспетчерский пункт.
Лифты не являются средством эвакуации людей при пожаре. После спуска на первый этаж их отключают.
Каждый жилец зданий повышенной этажности должен:
• следить за наличием и исправностью уплотняющих прокладок в притворах квартирных дверей;
• постоянно держать свободным доступ к люкам на балконах, а в зимнее время очищать их от снега и льда;
• не закрывать на замки и запоры двери коридоров, в которых расположены пожарные краны;
• следить, чтобы двери лестничных клеток, лифтовых холлов и их тамбуров имели устройства самозакрывания;
• не хранить вещи в коридорах, на балконах и лоджиях;
• не заменять на переходных балконах и лоджиях легкие перегородки между секциями на капитальные;
• не устраивать в вестибюлях незадымляемых лестничных клеток и на самих лестничных клетках кладовые.
При обнаружении каких-либо неисправностей средств (систем) противопожарной защиты немедленно сообщите об этом в диспетчерский пункт.
В случае пожара или появления дыма необходимо:
• НЕМЕДЛЕННО сообщить в пожарную охрану по телефону 01;
• до прибытия пожарных принять меры по эвакуации людей;
• сообщить о пожаре соседям по лестничной площадке;
• соблюдая условия собственной безопасности, по возможности приступить к тушению загорания имеющимися подручными средствами.
Для тушения пожара (загорания) надо:
проложить от пожарного крана к очагу рукавную линию с пожарным стволом; открыть маховик (рычаг, клапан), нажать кнопку дистанционного пуска и направить струю воды в зону горения.
При задымлении здания необходимо:
включить устройство дымоудаления (дымовой люк, вентиляторы); если концентрация дыма не позволяет покинуть здание по парадной лестнице, покинуть квартиру по незадымляемои лестничной клетке или наружной лестнице на балконе (лоджии); при ее отсутствии — закрыться в квартире, заложить щели в дверях влажными тряпками; в случае поступления дыма в квартиру — выйти на балкон, лоджию, прикрыв за собой балконную дверь; ожидать помощи, привлекая к себе внимание прибывших пожарных-спасателей.
При загорании на балконе порядок действий следующий:
1. Позвоните в пожарную охрану.
2. Тушите загорание любыми подручными средствами, так как огонь в подобных случаях быстро распространяется в квартиры верхних этажей.
3. Если справиться с загоранием не удалось, закройте балконную дверь и по¬киньте квартиру.
ПОЖАР В МЕСТАХ МАССОВОГО СКОПЛЕНИЯ ЛЮДЕЙ
Прежде всего, входя в любое незнакомое здание, постарайтесь запомнить свой путь, обращайте внимание на расположение основных и запасных выходов. Сделайте это своей привычкой. Что делать, если пожар застиг вас в школе, боль¬нице, кинотеатре и т. п.?
Без паники!
1. Если вы услышали крики: «Пожар! Горим!» либо сами почувствовали запах дыма, увидели пламя, постарайтесь сохранять спокойствие и выдержку. Оцените обстановку, убедитесь в наличии реальной опасности, выясните, откуда она исходит. Спокойно, без паники покиньте помещение наиболее безопасным путем.
2. Позвоните в пожарную охрану.
3. Если двигаться придется в толпе, останавливайте паникеров, помогайте тем,
кто скован страхом и не может двигаться, разговаривайте с ними спокойно и внятно,
поддерживайте под руки.
4. Оказавшись в толпе, согните руки в локтях и прижмите их к бокам, сжав
кулаки. Наклоните корпус назад, уперев ноги, и попытайтесь сдерживать напор
спиной, освободив пространство впереди и медленно двигаясь.
5. Не входите туда, где большая концентрация дыма.
6. Не пытайтесь спасаться на вышележащих этажах или в удаленных помещениях.
7. Если все-таки ситуация складывается таким образом, что из-за повышенной
концентрации дыма и сильного жара вы не можете покинуть здание, ждите помощи
пожарных.
8. Если вы чувствуете в себе достаточно сил, а ситуация близка к критической,
крепко свяжите шторы, предварительно разорвав их на полосы, закрепите их за
батарею отопления, другую стационарную конструкцию (но не за оконную раму)
и спускайтесь. Во время спуска не нужно скользить руками. При спасании с высоты
детей нужно обвязывать их так, чтобы веревка не затянулась при спуске. Надо про¬
деть руки ребенка до подмышек в глухую петлю, соединительный узел должен
находиться на спине. Обязательно нужно проверить прочность веревки, прочность
петли и надежность узла. Веревку нужно пропустить через какой-либо тяжелый предмет,
причем конец ее должен надежно держать сам спасающий.
Любой инцидент (пожар, теракт, авария и т. д.) на многих объектах, в том числе с массовым пребыванием людей, зачастую сопровождается отключением напряжения. К сожалению, у многих в темноте срабатывает не здравый смысл, а инстинкт самосохранения, возникает паника, что приводит к давке.
При пожаре бывает темнее, чем принято думать: только в самом начале загорания пламя может ярко осветить помещение, но практически сразу появляется густой черный дым и наступает темнота.
В настоящее время в целях обеспечения эвакуации людей и их информирования о правилах поведения в условиях ограниченной видимости (сумерки, задымление и т. п.) или полной темноты (аварийное отключение освещения) здания, наземные и под-земные сооружения, объекты транспорта начали оборудовать фотолюминесцентными эвакуационными системами (ФЭС). Эти системы основаны на применении ориентационно знаковых элементов с использованием фотолюминесцентных материалов, обладающих эффектом длительного послесвечения.
В состав ФЭС входят светящиеся в темноте знаки безопасности, планы эвакуации, ориентирующие линии, экраны светового фона, разметки для визуализации коридоров, лестниц, дверей эвакуационных и аварийных выходов, мест размещения средств противопожарной и противоаварийной защиты и т. д.
Надо отдавать себе отчет в том, что любые технические средства спасения могут оказаться малоэффективными, если отсутствуют предварительная информация, некоторые знания и психологический настрой (внутренняя готовность) на успешное преодоление чрезвычайной ситуации.
Психология поведения при пожаре
Как показывает практика, индивидуальное и коллективное поведение людей при пожарах в значительной мере определяется страхом, вызванным осознанием опасности. Сильное нервное возбуждение рефлекторно мобилизует физические ресурсы: прибавляется энергия, возрастает мышечная сила, повышается способность к преодолению препятствий и т. д. Но при этом теряется способность правильно воспринимать ситуацию в целом, поскольку внимание полностью приковано к происходящим устрашающим событиям. В таком состоянии резко возрастает внушаемость, команды воспринимаются без соответствующего анализа и оценки, действия людей становятся автоматическими, сильнее проявляется склонность к подражанию.
Панические реакции проявляются в основном либо в форме ступора (оцепенения), либо — фуги (бега).
В первом случае наблюдается расслабленность, вялость действий, общая заторможенность, а при крайней степени проявления — полная обездвиженность, при которой человек физически не способен выполнить команду. Такие реакции чаще наблюдаются у детей, подростков, женщин и пожилых людей. Поэтому во время пожаров они нередко остаются в помещении, и при эвакуации их приходится выносить.
Исследования показали, что реакции, противоположные заторможенности, наблюдаются у 85—90 % людей, оказавшихся в устрашающей ситуации, при этом для их поведения характерно хаотическое метание, дрожание рук, тела, голоса. Речь ускорена, высказывания могут быть непоследовательными. Ориентирование в окружающей обстановке поверхностное.
Паническое состояние людей, при отсутствии руководства ими в период эвакуации, может привести к образованию людских пробок на путях эвакуации, взаимному травмированию, игнорированию свободных и запасных выходов и т. п.
В то же время исследования структуры толпы людей, охваченных паникой, показали, что в общей массе под влиянием состояния аффекта находится не более 3 % человек с выраженными расстройствами психики, не способных правильно воспринимать речь и команды. У 10—20 % лиц отмечается частичное сужение сознания, для руководства ими необходимы более сильные (резкие, краткие, громкие) команды, сигналы.
Основная же масса (до 90 %) представляет собой вовлекаемых «в общий бег» людей, способных к здравой оценке ситуации и разумным действиям, но, испытывая страх и заражая им друг друга, они создают крайне неблагоприятные условия для организованной эвакуации.
Для эффективного предупреждения негативных последствий беспорядочного поведения толпы большое значение имеет овладение знаниями и воспитание в себе психологической установки по готовности к действиям во время пожара. Обеспеченность объектов планами эвакуации, а также системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре (СОУЭ), заранее известное распределение обязанностей на период эвакуации, необходимые практические занятия, учебные тренировки - все это способствует формированию у человека автоматизма действий при обнаружении пожара и одновременно препятствует возникновению паники при любых инцидентах.
ПОЖАР НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ
Пожар в автомобиле
При пожаре в автомобиле:
• остановите автомобиль и выключите двигатель;
• поставьте автомобиль на ручной тормоз;
• выйдите из машины;
• если есть пострадавшие, помогите им покинуть салон автомобиля и удалиться на безопасное расстояние;
• воспользуйтесь огнетушителем;
• выставьте сигнал на дороге;
• по телефону или через водителей проезжающих машин вызовите помощь.
 
Пожар в автобусе
При пожаре в автобусе:
• немедленно сообщите о пожаре водителю, потребуйте остановиться и открыть двери (используйте кнопку аварийного открывания дверей). Используйте для ликвидации очага горения огнетушитель, другие подручные средства (пальто, стиральный порошок, землю);
• как можно быстрее и без паники покиньте салон, помогая тем, кто слаб или в шоке;
• при блокировании дверей используйте для эвакуации аварийные люки в крыше и боковые стекла. При необходимости выбейте стекла обеими ногами или твердым предметом;
• покидайте салон быстро, закрывая нос и рот платком или рукавом, так как в любом виде транспорта при горении выделяются токсичные вещества;
• выбравшись из салона, отойдите подальше, так как могут взорваться баки с горючим;
• сообщите о пожаре в пожарную охрану. Окажите помощь пострадавшим.
Пожар в поезде
Пожар в поезде страшен не пламенем, а в первую очередь ядовитыми продуктами горения синтетических отделочных материалов. Уже на 4-й минуте после возникновения пожара их концентрация превышает предельно допустимую. (Информация к сведению: в спокойной обстановке, при отсутствии паники, пассажиры имеют возможность покинуть вагон в течение полутора минут.).
Наиболее частыми причинами возникновения пожаров в пассажирских составах являются неосторожное обращение с огнем пассажиров и обслуживающего персонала (до 40 %), неисправность электрооборудования (25 %). В большинстве случаев (58 %) загорания в вагонах возникают при движении по пути следования.
Наиболее тяжелые последствия бывают при несвоевременном обнаружении загорания (в ночное время); при вспышке разлитой горючей жидкости; при открывании двери купе, в котором до этого происходило скрытое развитие пожара. В последнем случае доступ кислорода резко интенсифицирует процесс горения, вследствие чего за несколько секунд создается крайне тяжелая обстановка.
Для уменьшения пожарной опасности при отделке вагонов все больше используют негорючие и трудногорючие материалы, устанавливаются огнезадерживающие перегородки между служебными отделениями проводников и пассажирскими салонами, способные сдерживать распространение пламени в течение 30 минут. Для своевременного обнаружения очага пожара вагоны оборудуются автоматической пожарной сигнализацией, устраиваются дополнительные аварийные выходы (оконные проемы 3-го, 6-го купе и окно в коридоре).
Общие рекомендации. При обнаружении задымления вагона закройте нос и рот смоченной водой тканью (полотенцем, наволочкой, простыней, одеждой). В полупустых вагонах можно передвигаться на коленях, так как внизу (у пола) дыма бывает меньше. В движущемся поезде перейдите в соседний вагон, желательно в направлении движения, в остановившемся — выйдите из вагона, по возможности — на ту сторону, где нет железнодорожных путей.
Не разбредайтесь во все стороны, так как прибывшие спасатели будут искать вас возле железнодорожного полотна.
При возникновении горения:
• сообщите проводнику вагона о загорании;
• разбудите спящих пассажиров;
• пресекайте панику (у вас очень мало времени);
• ни в коем случае не открывайте окна, чтобы от притока кислорода не усилилось горение;
• уходите в передние вагоны; если это невозможно — в задние, плотно закрывая за собой двери.
Если огнем отрезаны выходы:
• зайдите в купе или туалет;
• плотно закройте за собой дверь и откройте окно;
• ожидайте помощи, подавая сигналы голосом и стуком.
 
Если потушить огонь невозможно:
• остановите поезд стоп-краном;
• откройте двери, выбейте окна;
• помогите эвакуироваться детям и пострадавшим;
• выйдите из вагона и отойдите от него на безопасное расстояние.
Пожар на теплоходе
В случае объявления о пожаре по судовому радио покиньте каюту и направляйтесь на палубу к спасательным шлюпкам. Предварительно наденьте спасательные жилеты, которые, как правило, хранятся в каютах.
Если выход из каюты отрезан огнем, плотно закройте дверь каюты и выбирайтесь через иллюминатор. При невозможности сделать это обмотайте голову, тело мокрым одеялом, полотенцем и попытайтесь проникнуть (пробежать, задерживая дыхание) сквозь огонь и дым.
В случае отсутствия спасательных шлюпок прыгайте за борт и плывите в сторону от корабля. Сбросьте с себя обувь и тяжелую одежду. По возможности зацепитесь за любой плавающий предмет или привяжитесь к нему (на случай потери сознания).
Подайте сигнал о помощи.
Пожар в самолете
При возникновении пожара в самолете:
• слушайте и выполняйте команды членов экипажа;
• защититесь от возможных ожогов, закрыв открытые участки тела имеющейся
одеждой, пледами и т. п.;
• защититесь от дыма, пригнитесь и ползите к выходу на четвереньках;
• после остановки самолета немедленно направляйтесь к ближайшему выходу;
• если проход завален, пробирайтесь через кресла, опуская их спинки;
• не стойте в толпе у выхода, если очередь не двигается; помните, что есть
другие выходы;
• не открывайте запасные люки в тех местах, где снаружи есть огонь и дым;
• не берите с собой ручную кладь, это может стоить вам жизни;
• боритесь с паникой на борту любыми средствами;
• после выхода из самолета удалитесь от него как можно дальше; если это невозможно, ложитесь на землю животом вниз, обхватив голову руками, - возможен взрыв.
Самое главное: не становитесь сами виновником пожара. На борту самолета надо обращаться с огнем так, будто едете на бензовозе.